Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности Чудесные шашки

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1
Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ
предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть
будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Большой
популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости
шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки
пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала
одним из видов спорта. Игра в шашки развивает логическое мышление,
смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно;
воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает
способность действовать в уме; самое главное – развивает память.
Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок,
обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее,
привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца,
не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре
и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что
повышает
эффективность
развития
ребенка.
Экспериментально
подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше
успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников
игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее
обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить
более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной
школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на
процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение
продуктивности его мышления. Игра в шашки может занять определенное
место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с
шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей
воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит
сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети,
проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух
соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта
удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем
ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое
обучение дошкольников помогает выявить дарования.
Направленность программы: физкультурно - спортивная
Уровень освоения: стартовый

Отличительные особенности
Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода
к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс
самостоятельной
интеллектуальной
деятельности,
организации
коллективных соревнований, совместных мероприятий с родителями, а
также формирование и развитие навыков аналитической работы.
Реализация программы позволит сформировать современную практикоориентированную
высокотехнологичную
образовательную
среду,
позволяющую эффективно развивать интеллектуальную деятельность
детей. Программа занятий по интеллектуальным играм и шашкам
предусматривает в виде усвоения основ знаний по теории и практике.
Систематические занятия по данной программе должны приблизить
начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать,
строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы
партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно
научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее
целесообразный ход. Обучение игре в интеллектуальные игры и шашки,
представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми
присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль
педагога, направленность деятельности педагога и детей на реализацию
задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии
с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В
то же время интеллектуальные игры и игра в шашки имеет свои
специфические особенности, которые отличают их от других видов.
Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление,
в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка
постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое
внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая
благоприятные условия для полноценного психофизического развития
ребенка. Подбор материала программы, его продуманное – от простого к
сложному – дают возможность сравнить достижения детей с разным
уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость
игры в интеллектуальные игры и шашки.
Адресат программы.
Программа предназначена для детей 6 - 7 лет.
Объем и срок освоения программы: срок 1 год, всего занятий в год - 34
Режим занятий: один раз в неделю во второй половине дня по одному
академическому часу. Академический час составляет 30 минут.
Формы обучения: очная
Формы организации деятельности общения с детьми:
 подгрупповая

 индивидуальная
 коллективная
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников
посредством обучения игры в шашки.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и
нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую
направленность;
2. Воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость,
внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм;
3. Воспитывать уверенности в себе и в своих силах, самостоятельность
в принятии решений
Развивающие:
1. Развивать образное и аналитическое мышление - умение
производить расчеты на несколько ходов вперед;
2. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие
связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения
учебной задачи;
3. Развивать самостоятельность в решении логических задач
Обучающие:
1. Обучать простым комбинациям, практике шашечной игры;
2. Обучать детей взаимодействию между фигурами в процессе
выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные
знания о шашках в процессе игры
1.3 Содержание программы
Учебный план
№

Тема

Количество часов

Формы аттестации/
контроля

1

2.

Всего

Теория

Практика

Экскурсия в
страну шашек.
История шашек.

2

1

1

Шашечная доска.

2

Мультимедийная
презентация
Тестирование

1

1

Наблюдение

Строение доски.

Тренировочные
упражнения

Правила
поведения при
игре в шашки.
3.

Ходы и взятие
шашек.
Повторение.
Закрепление.

3

1

2

Комбинированная:
наблюдение, решение
проблемы.

4.

Общие принципы
разыгрывания
партии

3

1

2

Наблюдение

5.

Дамка против
простых шашек

4

1

3

Наблюдение

6.

Особенности
хода дамки

2

1

1

Наблюдение

Тактические
приемы и
особенности их
применения

3

Понятие о
комбинации при
игре в шашки

4

Игра «Поддавки»

3

7.

8.

9.

Тренировочные
упражнения
1

2

Наблюдение
Тренировочные
упражнения

1

3

Мультимедийная
презентация
Наблюдение

1

2

Тренировочные партии
Наблюдение

10.

Игра «Уголки»

4

2

2

Наблюдение
Тренировочные партии

11.

Игра –
соревнование
«Шашечный
турнир».

4

1

3

Итого

34

12

22

Комбинированная:
наблюдение, решение
проблемы.

Содержание учебного плана. 1 год обучения
1. «Экскурсия в страну шашек. История шашек»
Теория: Возникновение шашек. Виды шашек

Практика: Тестирование детей.
2. «Шашечная доска. Строение доски»
Теория: Шашечная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о
возникновении шашек.
Практика: Расстановка начальной позиции шашек на доске.
3. «Ходы и взятия шашек. Повторение. Закрепление»
Теория: Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры
по маршруту «Найди дом для зверушек» (мелкие игрушки)» (где буква –
название улицы, цифра – номер дома);« Посели матрешку в дом и назови
её адрес», ограничение подвижности шашек.
Практика: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о
шашечной доске.
4. «Общие принципы разыгрывания партии»
Теория: Анализ учебных партий, игровая практика.
Практика: Тренировочные партии.
5. «Дамка против простых шашек»
Теория: Дамка, закрепление ходов дамки
Практика: Умение использовать дамку против простых шашек.
6. «Особенности хода дамки»
Теория: Упражнения на выполнение ходов «дамкой».
Практика: Тренировочные упражнения.
7. «Тактические приемы в игре и особенности их применения»
Теория: Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое
нападение.
Практика: Тактические удары, применение в игровой практике
8. «Понятие о комбинации при игре в шашки»
Теория: Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих
тактические удары.
Практика: Тренировочные упражнения.
9. Игра «Поддавки»
Теория: Закрепление расположения шашек на поле, знакомство с
правилами игры, развитие мышления, сообразительность.
Практика: Тренировочные упражнения.
10. Игра «Уголки»
Теория: Познакомить с правилами игры. Закрепить расположении шашек
на поле и ходы.
Практика: Тренировочные упражнения.
11. Игра –соревнование «Шашечный турнир».
Теория: Выявить уровень знаний и умений детей при игре в шашки.
Практика: Турнир по шашкам совместно с родителями.

1.4 Планируемые результаты
Будет уметь:
 сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и
отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения
учебной задачи;
 Ориентироваться на шашечной доске;
 Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушения правил;
 Правильно располагать доску между партнёрами;
 Правильно располагать фигуры перед игрой;
 Решать простые логические, шашечные задачи.
Будет знать:
 Шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, пат,
ничья;
 Правила хода.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально - техническое обеспечение.







Примерный комплект инструментов и оборудования.
Комплекты шашек с шашечными досками,
Комплекты шашечных часов,
Демонстрационная доска,
Шкаф для хранения инвентаря,
Стол,
Стулья,

2.Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Нормативно – правовая база:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 2073-ФЗ «Об
образовании в РФ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р
«Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)
(письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09–
3242 «О направлении информации»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП

2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав Муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» с. Чугуевка
Чугуевского района Приморского края
Наглядно- методические издания:
 Бланки для записи партий,
 Бланки турнирных таблиц и протоколов туров,
 Компьютер, компьютерные программы «Тактика для начинающих»
автор Иващенко С., «Шашечная школа» автор Рузуваев Ю.,
«Шашечные этюды».
Литература для педагога
1. А.Я. Вирный «Немного о шашках, но по существу», ЕШКО, 1999 г.;
2. Борис Грцензон, Андрей Наперенков «Шашки - это интересно»,
издательство «Детская литература» 1989 г.
3. В.С. Литвинович, Н.Н. Негра «Курс шашечных дебютов», г. Минск
«Полымя», Москва, 1997 г.;
4. Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001 г.
5. Ю. Ермаков «Такие не простые, простые шашки», г. Черкассы, 2018 г.;
6. Каплунов Я. Л. «Секреты шашечного сундука или волшебные текстыматрешки». СпбГУ, 2007.
7. В.К. Погрибной, В.В. Язюк, «Шашки для детей» Ростов н/Д: Феникс,
2008
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Оценка и анализ работы за определенное время (год) помогает педагогу
выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить
себя и возможности детей.
Для достижения планируемых результатов проводится мониторинг два
раза в год в сентябре и мае месяце.
Формами аттестации являются:
Текущий контроль. Проводится по итогам обучения по разделам
программы в форме итогового занятия, на котором проводится
наблюдение за игрой обучающихся.
Промежуточная аттестация. Проводится в конце первого и второго
полугодия обучения. В конце первого полугодия предполагает
проведение дидактической игры, в конце второго полугодия —
тестирование.
Итоговый контроль. Проводится в конце учебного года или курса
обучения. Может включать тестирование, тренировочные игры, шашечные
турниры.
Инструментарий:
1. Из наблюдений.

2. Тестирование.
4. Игровые турниры
Критерии оценки:
Низкий уровень- не справляется с выполнением задания, даже с помощью
воспитателя
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется
несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Высокий уровень – активно участвует в мероприятиях данной
направленности, проявляет инициативность и самостоятельность.

Методические материалы
ИКТ входит в состав различных цифровых технологий с помощью,
которых можно создать, сохранить, распространить, передать
определенную информацию. Эффективность использования ИКТ на
занятиях происходит за счет наглядности.
Использование программы Power Point приводит к ряду положительных
эффектов:
- обогащает занятие эмоциональной окрашенностью;
Психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- возрастает уровень использования наглядных пособий на занятиях;
- повышает производительность труда.
Методы, приёмы: объяснительно-иллюстративный метод в программе
используется при сообщении учебного материала для обеспечения его
успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как
беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.
Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования
и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном
повторении способа деятельности по заданию педагога.
Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и
решению проблем.
Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы
воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации
успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить
к сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной
оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное
поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение,
вручение грамот, дипломов).
Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества
учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению учащимися
знаний и навыков, развитию творческих способностей.
При планировании образовательного процесса предусматриваются
различные формы обучения:
 практическая игра;
• решение задач, комбинаций и этюдов;
• дидактические игры и задания, игровые упражнения ;
• развлечения, познавательные досуги, игры в шашки.

2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса
Продолжительность
неделя

учебного

1 год
года, 34

Количество учебных дней

34

Продолжительность
учебных периодов

1 полугодие

02.09.2024- 25.12.2024

2 полугодие

20.01.2025- 23.05.2025

Возраст детей, лет

6-7

Продолжительность занятия, час

30 мин.

Режим занятия

1 раз/неделю

Годовая учебная нагрузка, час

34

1.5 . Календарный план воспитательной работы
Сентябрь
1. Консультация «Роль игры в шашки в развитии детей»
2. Ситуативный разговор «Этикет игрока» - правила поведения ребёнка во время
игры
Октябрь
1. Консультация «Дети и игра в шашки».
2. Дидактическая игра: «Найди черное, белое поле», «Пройди по дорожке из
черного и белого кирпича».
Ноябрь
1. Мастер- класс для родителей (обучение конкретным приёмам и методам
обучения играм в шашки)
2. Аппликация из бумаги «Шашечная доска».
Декабрь
1.Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек». Выставка
детских работ.
2. Тренировочный турнир «Юный шашист» среди детей подготовительной
группы.
Январь
1.Консультация «Шашки — развивающая игра для детей и взрослых»
2. Интеллектуальная разминка. Викторина по знанию правил игры в шашки.

Февраль
1.Игра – развлечение «Путешествие в сказочное королевство»
Март
1.Парные игры детей. Решение шашечных задач
2. «Шиворот – навыворот» (игра в поддавки)
Апрель
1. Игра – соревнование «Шашечный турнир» совместно с родителями
Май
1. Отчет об образовательном процессе за год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А.Ю.Павлов «История развития русских шашек». – НИЦ ИНФРА – М, 2022г.
Молотова В.Н. «Как стать чемпионом». - М. ФОРУМ, 2020г.
И.Ю.Черняева «25 уроков шашечной игры».- изд. Директ – Медиа, 2022г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».