Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Актуальность программы В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования. Направленность программы: физкультурно - спортивная Уровень освоения: стартовый Отличительные особенности Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс самостоятельной интеллектуальной деятельности, организации коллективных соревнований, совместных мероприятий с родителями, а также формирование и развитие навыков аналитической работы. Реализация программы позволит сформировать современную практикоориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно развивать интеллектуальную деятельность детей. Программа занятий по интеллектуальным играм и шашкам предусматривает в виде усвоения основ знаний по теории и практике. Систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего игрока к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Обучение игре в интеллектуальные игры и шашки, представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время интеллектуальные игры и игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают их от других видов. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка. Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – дают возможность сравнить достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в интеллектуальные игры и шашки. Адресат программы. Программа предназначена для детей 6 - 7 лет. Объем и срок освоения программы: срок 1 год, всего занятий в год - 34 Режим занятий: один раз в неделю во второй половине дня по одному академическому часу. Академический час составляет 30 минут. Формы обучения: очная Формы организации деятельности общения с детьми: подгрупповая индивидуальная коллективная 1.2 Цель и задачи программы Цель программы: Развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников посредством обучения игры в шашки. Задачи программы: Воспитательные: 1. Воспитывать отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; 2. Воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, коллективизм; 3. Воспитывать уверенности в себе и в своих силах, самостоятельность в принятии решений Развивающие: 1. Развивать образное и аналитическое мышление - умение производить расчеты на несколько ходов вперед; 2. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи; 3. Развивать самостоятельность в решении логических задач Обучающие: 1. Обучать простым комбинациям, практике шашечной игры; 2. Обучать детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шашках в процессе игры 1.3 Содержание программы Учебный план № Тема Количество часов Формы аттестации/ контроля 1 2. Всего Теория Практика Экскурсия в страну шашек. История шашек. 2 1 1 Шашечная доска. 2 Мультимедийная презентация Тестирование 1 1 Наблюдение Строение доски. Тренировочные упражнения Правила поведения при игре в шашки. 3. Ходы и взятие шашек. Повторение. Закрепление. 3 1 2 Комбинированная: наблюдение, решение проблемы. 4. Общие принципы разыгрывания партии 3 1 2 Наблюдение 5. Дамка против простых шашек 4 1 3 Наблюдение 6. Особенности хода дамки 2 1 1 Наблюдение Тактические приемы и особенности их применения 3 Понятие о комбинации при игре в шашки 4 Игра «Поддавки» 3 7. 8. 9. Тренировочные упражнения 1 2 Наблюдение Тренировочные упражнения 1 3 Мультимедийная презентация Наблюдение 1 2 Тренировочные партии Наблюдение 10. Игра «Уголки» 4 2 2 Наблюдение Тренировочные партии 11. Игра – соревнование «Шашечный турнир». 4 1 3 Итого 34 12 22 Комбинированная: наблюдение, решение проблемы. Содержание учебного плана. 1 год обучения 1. «Экскурсия в страну шашек. История шашек» Теория: Возникновение шашек. Виды шашек Практика: Тестирование детей. 2. «Шашечная доска. Строение доски» Теория: Шашечная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. Практика: Расстановка начальной позиции шашек на доске. 3. «Ходы и взятия шашек. Повторение. Закрепление» Теория: Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту «Найди дом для зверушек» (мелкие игрушки)» (где буква – название улицы, цифра – номер дома);« Посели матрешку в дом и назови её адрес», ограничение подвижности шашек. Практика: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске. 4. «Общие принципы разыгрывания партии» Теория: Анализ учебных партий, игровая практика. Практика: Тренировочные партии. 5. «Дамка против простых шашек» Теория: Дамка, закрепление ходов дамки Практика: Умение использовать дамку против простых шашек. 6. «Особенности хода дамки» Теория: Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Практика: Тренировочные упражнения. 7. «Тактические приемы в игре и особенности их применения» Теория: Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение. Практика: Тактические удары, применение в игровой практике 8. «Понятие о комбинации при игре в шашки» Теория: Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары. Практика: Тренировочные упражнения. 9. Игра «Поддавки» Теория: Закрепление расположения шашек на поле, знакомство с правилами игры, развитие мышления, сообразительность. Практика: Тренировочные упражнения. 10. Игра «Уголки» Теория: Познакомить с правилами игры. Закрепить расположении шашек на поле и ходы. Практика: Тренировочные упражнения. 11. Игра –соревнование «Шашечный турнир». Теория: Выявить уровень знаний и умений детей при игре в шашки. Практика: Турнир по шашкам совместно с родителями. 1.4 Планируемые результаты Будет уметь: сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи; Ориентироваться на шашечной доске; Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил; Правильно располагать доску между партнёрами; Правильно располагать фигуры перед игрой; Решать простые логические, шашечные задачи. Будет знать: Шашечные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья; Правила хода. РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 2.1 Условия реализации программы 1. Материально - техническое обеспечение. Примерный комплект инструментов и оборудования. Комплекты шашек с шашечными досками, Комплекты шашечных часов, Демонстрационная доска, Шкаф для хранения инвентаря, Стол, Стулья, 2.Учебно-методическое и информационное обеспечение: Нормативно – правовая база: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 2073-ФЗ «Об образовании в РФ»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09– 3242 «О направлении информации» - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Устав Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 общеразвивающего вида» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края Наглядно- методические издания: Бланки для записи партий, Бланки турнирных таблиц и протоколов туров, Компьютер, компьютерные программы «Тактика для начинающих» автор Иващенко С., «Шашечная школа» автор Рузуваев Ю., «Шашечные этюды». Литература для педагога 1. А.Я. Вирный «Немного о шашках, но по существу», ЕШКО, 1999 г.; 2. Борис Грцензон, Андрей Наперенков «Шашки - это интересно», издательство «Детская литература» 1989 г. 3. В.С. Литвинович, Н.Н. Негра «Курс шашечных дебютов», г. Минск «Полымя», Москва, 1997 г.; 4. Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001 г. 5. Ю. Ермаков «Такие не простые, простые шашки», г. Черкассы, 2018 г.; 6. Каплунов Я. Л. «Секреты шашечного сундука или волшебные текстыматрешки». СпбГУ, 2007. 7. В.К. Погрибной, В.В. Язюк, «Шашки для детей» Ростов н/Д: Феникс, 2008 2.2 Оценочные материалы и формы аттестации Оценка и анализ работы за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей. Для достижения планируемых результатов проводится мониторинг два раза в год в сентябре и мае месяце. Формами аттестации являются: Текущий контроль. Проводится по итогам обучения по разделам программы в форме итогового занятия, на котором проводится наблюдение за игрой обучающихся. Промежуточная аттестация. Проводится в конце первого и второго полугодия обучения. В конце первого полугодия предполагает проведение дидактической игры, в конце второго полугодия — тестирование. Итоговый контроль. Проводится в конце учебного года или курса обучения. Может включать тестирование, тренировочные игры, шашечные турниры. Инструментарий: 1. Из наблюдений. 2. Тестирование. 4. Игровые турниры Критерии оценки: Низкий уровень- не справляется с выполнением задания, даже с помощью воспитателя Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога; Высокий уровень – активно участвует в мероприятиях данной направленности, проявляет инициативность и самостоятельность. Методические материалы ИКТ входит в состав различных цифровых технологий с помощью, которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию. Эффективность использования ИКТ на занятиях происходит за счет наглядности. Использование программы Power Point приводит к ряду положительных эффектов: - обогащает занятие эмоциональной окрашенностью; Психологически облегчает процесс усвоения; - возбуждает живой интерес к предмету познания; - возрастает уровень использования наглядных пособий на занятиях; - повышает производительность труда. Методы, приёмы: объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта. Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога. Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов). Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению учащимися знаний и навыков, развитию творческих способностей. При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения: практическая игра; • решение задач, комбинаций и этюдов; • дидактические игры и задания, игровые упражнения ; • развлечения, познавательные досуги, игры в шашки. 2.4 Календарный учебный график Этапы образовательного процесса Продолжительность неделя учебного 1 год года, 34 Количество учебных дней 34 Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 02.09.2024- 25.12.2024 2 полугодие 20.01.2025- 23.05.2025 Возраст детей, лет 6-7 Продолжительность занятия, час 30 мин. Режим занятия 1 раз/неделю Годовая учебная нагрузка, час 34 1.5 . Календарный план воспитательной работы Сентябрь 1. Консультация «Роль игры в шашки в развитии детей» 2. Ситуативный разговор «Этикет игрока» - правила поведения ребёнка во время игры Октябрь 1. Консультация «Дети и игра в шашки». 2. Дидактическая игра: «Найди черное, белое поле», «Пройди по дорожке из черного и белого кирпича». Ноябрь 1. Мастер- класс для родителей (обучение конкретным приёмам и методам обучения играм в шашки) 2. Аппликация из бумаги «Шашечная доска». Декабрь 1.Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек». Выставка детских работ. 2. Тренировочный турнир «Юный шашист» среди детей подготовительной группы. Январь 1.Консультация «Шашки — развивающая игра для детей и взрослых» 2. Интеллектуальная разминка. Викторина по знанию правил игры в шашки. Февраль 1.Игра – развлечение «Путешествие в сказочное королевство» Март 1.Парные игры детей. Решение шашечных задач 2. «Шиворот – навыворот» (игра в поддавки) Апрель 1. Игра – соревнование «Шашечный турнир» совместно с родителями Май 1. Отчет об образовательном процессе за год. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ А.Ю.Павлов «История развития русских шашек». – НИЦ ИНФРА – М, 2022г. Молотова В.Н. «Как стать чемпионом». - М. ФОРУМ, 2020г. И.Ю.Черняева «25 уроков шашечной игры».- изд. Директ – Медиа, 2022г.