Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 общеразвивающего вида» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края Принято на Педагогическом Совете от 23.08.2024 г. Протокол № 1 Утверждено Приказом заведующего от 26.08.2024 г. № 100-А Рабочая программа учителя логопеда Срок реализации программы 2024-2025 учебный год Составила учитель логопед Зенкова А.К. Содержание: I. Целевой раздел программы 1.1 Пояснительная записка 1.2. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников логопункта II. Организационный раздел программы 2.1. Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия 2.2. Модель организации коррекционно-образовательного процесса 2.3. Направления работы 2.4. Форма организации коррекции звукопроизношения III. Содержательный раздел программы 3.1. Содержание логопедической работы на логопункте 3.2. Длительность реализации программы 3.3. Условия реализации программы 3.4. Результативность логопедической работы Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда 3 9 14 14 14 16 30 30 48 49 2.3. Адаптированная образовательная (коррекционно- развивающая) программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста I. Целевой раздел программы 1.1. Пояснительная записка Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; - может фантазировать вслух, играть звуками и словами; - проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту. Программа составлена в соответствии с: года Инструктивным письмом Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; Приказом Департамента 11.08.2005 года имеющими нарушения образования города Москвы от № 2-34-20 «Об организации работы с детьми, речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования». Положением о логопедическом пункте МКДОУ «Д/ №3ОВ» с. Чугуевка; Программой логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова; Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н. Лиманская. А также разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии. Адресат программы: дошкольники 5 – 7 лет, имеющие нарушения: 1) звукопроизношения; 2) фонематического слуха. Актуальность программы. Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи. Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А. Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации. 2) Научная обоснованность Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка. Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д. Элькониным. В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г.А. Волковой, Л.С. Волковой, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, О.В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной, М.Ф. Фомичёвой, М.Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи. 1.2. Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется профессий, социальных существительными, учреждений обозначающими (библиотека, почта, названия универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет. В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР), и ОНР IV уровнем речевого развития Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса артикуляционными формирования или звуков, акустическими отличающихся признаками. тонкими Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является не сформированность процессов восприятия звуков речи. К ОНР IV уровня отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция выразительность речи и нечёткая дикция. звуков, недостаточная Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР IV ур. строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР IV ур.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста. II. Организационный раздел программы 2.1. Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия. Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников. Задачи: - обследование воспитанников МКДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи, - изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком, - привитие детям навыков коммуникативного общения, - систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий, - проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению, - формирование у педагогического коллектива МКДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды, - координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье), - организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями. Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели: Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков. 2.2. Модель организации коррекционно-образовательного процесса. Этапы Задачи этапа Результ ат 1 этап 1. Сбор исходн посредством о- анамнестических изучения медицинской педагогической документации ребёнка. диагно данных Опреде и ление структуры 2. Проведение процедуры психолого- речевого стический педагогической и логопедической диагностики дефекта детей: исследование состояния речевых и каждого неречевых функций структуры речевого личностных качеств ребёнка, уточнение ребёнка, дефекта, детей, изучение задач корр. определение работы. наличия и степени фиксации на речевом дефекте. 2 этап органи зационноподгот овительный 1. Определение содержания деятельности по реализации задач календа коррекционно- рно- образовательной деятельности, формирование тематическог подгрупп для занятий в соответствии с уровнем о сформированных речевых и неречевых планирования функций. подгрупп. 2. Конструирование индивидуальных занятий; маршрутов коррекции речевого нарушения в планы соответствии с учётом данных, полученных в индивидуальн ходе логопедического исследования. ой работы; 3. Пополнение фонда логопедического взаимодейсткабинета учебно-методическими пособиями, вие специалинаглядным дидактическим соответствии с материалом составленными в стов планами ДОУ работы. родителей 4. Формирование информационной ребёнка готовности педагогов МКОУ и родителей к наруш. речи. проведению эффективной коррекционно- педагогической работы с детьми. 5. Индивидуальное родителей – консультирование знакомство логопедического исследования, речевого и дефекта, с данными структурой определение задач с совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. 3 этап коррек ционно- 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, ающий подгрупповых ение коррекционных программах. развив 2. определённог Психолого-педагогический и о логопедический мониторинг. 3. позитивного Согласование, корректировка уточнение меры и и эффекта влияния детей откло- коррекционно-образовательного нений в рече- процесса. 4 этап итогов о- в характера устранении у коррекционно-педагогического субъектов Достиж вом развитии 1. Проведение процедуры диагностической логопедического Решени исследования е о состояния речевых и неречевых функций прекращении диагно ребёнка стический – оценка динамики, качества и логопедичес- устойчивости результатов коррекционной кой работы с работы с детьми (в индивидуальном плане). 2. Определение образовательных образовательных) ребёнком, дальнейших изменении её (коррекционно- характера или перспектив детей, продолжении выпускников ДОУ – группы для детей с логопедичеснарушениями речи. кой работы. 2.3. Направления работы Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения; - коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков; - консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников; - информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Диагностическая работа Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Данные индивидуальных мониторинга планов используются для проектирования коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы. Коррекционно-развивающая работа Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР. Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов. Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения. 2.4. Форма организации коррекции звукопроизношения Форма организации обучения – подгрупповая, подвижными микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда поставленными рабочей в течение года программой. проводится с 1 по 15 сентября. определяется Логопедическое задачами, обследование Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией МДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек. Продолжительность занятий с детьми: ФН – до 6 месяцев; ФФНР и ФНР– 1 год; ОНР IV ур. – 1-2 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. ФН – 2 раза в неделю; ФФНР – 2 раза в неделю; ОНР IV ур.р – 2-3 раза в неделю. детей, Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий. Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям: совершенствование мимической моторики. совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика). развитие артикуляционного и голосового аппарата; развитие просодической стороны речи; формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов; уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи; формирование грамматической и синтаксической сторон речи; развитие диалогической и монологической речи. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником Учреждения включает те соответствуют структуре его речевого нарушения. направления, которые НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ Нарушения устной речи Направления коррекционной работы Фонетическое недоразвитие - коррекция звукопроизношения речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - развитие фонематического восприятия; - совершенствование слоговой структуры слов; звукопроизношения. коррекция